Колхоз

КОЛХОЗЫ -  коллективные хозяйства, в СССР кооперативные opг-ции добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения  крупного социалистич. с.-х. произ-ва на основе обществ, средств произ-ва и коллективного труда (см. Коллективизация сельского хозяйства).

К. называют также кооп. орг-ции рыбаков - рыболовецкие К. На конец 1971 имелось 32,3 тыс. К. без рыболовецких (0,5 тыс.), в них 14,1 млн. колх. дворов.

К. созданы в соответствии с кооперативным планом В. И. Ленина. Наряду с совхозами являются формой развития производит, сил в с. х-ве в  период перехода к коммунизму. К.- школа коммунизма для крестьянства. "К о л х о з ный строй,- указывается в Программе КПСС,- неотъемлемая часть советского социалистического общества. Это намеченный В. И. Лениным, исторически проверенный, отвечающий  особенностям крестьянства путь его постепенного перехода к коммунизму" (1972, с. 76). С точки зрения политической колхозный строй укрепил Сов. гос-во и его главную основу - союз рабочих и крестьян, обеспечил реальные условия для участия крестьян в управлении обществ, произ-вом, в решении общегосударств. дел; с точки зрения экономической - поставил на службу социализму и коммунизму выгоды крупного произ-ва, дал возможность развивать х-во на совр. индустриальной основе; с точки зрения социальной - не только избавил трудовое крестьянство от эксплуатации и нищеты, но и позволил установить в деревне новую систему обществ, отношений, ведущих к полному преодолению классовых различий в советском обществе.

К. ставят своими основными задачами: всемерно укреплять и развивать обществ, х-во, неуклонно повышать производительность труда и эффективность обществ, произ-ва; увеличивать произ-во и продажу гос-ву с.-х. продукции путём интенсификации и дальнейшего технич. перевооружения колх. произ-ва, внедрения комплексной механизации и электрификации, широкого осуществления химизации и мелиорации земель; под руководством партийной орг-ции вести работу по коммунистич. воспитанию колхозников, вовлечению их в обществ, жизнь, развитию социалистич. соревнования; более полно удовлетворять растущие материальные и культурные потребности колхозников, улучшать бытовые условия их жизни, постепенно преобразовывать деревни и сёла в благоустроенные посёлки.

К. в своей деятельности руководствуется Уставом колхоза, принятым общим собранием колхозников на основе Примерного устава колхоза, и действующим законодательством. Примерный устав с.-х. артели, принятый в 1935 на 2-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников, направлял деятельность К. в годы становления и развития социализма в СССР. Примерный устав колхоза, принятый в 1969 на 3-м Всесоюзном съезде колхозников, является основным законом жизни колхозного крестьянства в период строительства коммунистического общества.

Производственная и организационная структура. Членами К. могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в обществ, х-ве К. Приём в члены К. производится общим собранием колхозников по представлению правления К. в присутствии лица, подавшего заявление. Член колхоза имеет право: на получение работы в обществ, х-ве с гарантированной оплатой в соответствии с количеством и качеством вложенного им труда; участвовать в управлении делами К., избирать и быть избранным в органы его управления; вносить предложения по улучшению деятельности К., устранению недостатков в работе правления и должностных лиц;
получать от К. помощь в повышении производств, квалификации и приобретении специальности; пользоваться приусадебным земельным  участком для ведения на нём подсобного х-ва, стр-ва жилого дома и хоз. построек, а также колх. пастбищами, общественным рабочим скотом и транспортом для личных нужд в установленном в К. порядке; на социальное обеспечение, культурно-бытовое обслуживание и помощь К. в стр-ве и ремонте жилого дома и обеспечении топливом. Член К. обязан: соблюдать Устав К. и Правила внутреннего распорядка, выполнять постановления общих собраний и решения правления К.; добросовестно трудиться в обществ, х-ве, соблюдать трудовую дисциплину, овладевать передовыми методами и приёмами работы; активно участвовать в управлении делами К., беречь, охранять и укреплять гос. и колх. собственность, не допускать бесхозяйственности и нерадивого отношения к обществ, добру, рационально и правильно использовать земли обществ, пользования и приусадебного фонда. Заявление колхозника о выходе из К. рассматривается правлением и общим собранием членов К. Членство в К. сохраняется за лицами, временно выбывшими из К. (прохождение действительной срочной воен. службы, избрание на выборную должность в сов. обществ, и кооп. орг-ции, поступление на учёбу с отрывом от произ-ва, направление на работу в межколхозные орг-ции, в промышленность или др. отрасли нар. х-ва на срок, установленный правлением К.), а также за колхозниками, прекратившими работу по старости или инвалидности, если они продолжают проживать на территории К. Исключение из членов К. может быть допущено как крайняя мера лишь в отношении лиц, систематически нарушающих трудовую дисциплину или Устав К., после применения к этим лицам др. мер взыскания (порицание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, освобождение от занимаемой должности, предупреждение об исключении из членов К.).

К.- социалистич. хозрасчётные с.-х. предприятия. Осн. деятельность К.произ-во продуктов растениеводства и животноводства. В целях более полного и равномерного использования трудовых ресурсов и местных источников сырья, повышения доходности х-ва К. создают, не в ущерб с.-х. произ-ву, подсобные предприятия и промыслы. Для выполнения крупных строит, работ (электростанций, ремонтных мастерских, домов отдыха и санаториев и др. культурнобытовых объектов), организации откормочных животноводч. пунктов, птицефабрик, предприятий и цехов по переработке овощей, картофеля, фруктов и др. с.-х. продуктов и т. д. организуются межколхозные производственные организации и объединения (на конец 1971 их насчитывалось 4781). Строятся гос., колх. и межколхозные животноводч. комплексы - крупные специализированные предприятия индустриального типа по произ-ву продуктов животноводства на базе современной пром. технологии (см. Комплексы животноводческие).

Одно из осн. средств с.-х. произ-ва - земля - является в СССР гос. собственностью и закрепляется за К. в бесплатное и бессрочное пользование, без права передачи или сдачи в аренду. Землепользование К. может быть уменьшено лишь в случае особой необходимости с согласия общего собрания колхозников по решению соответств. гос. органов. Осн. часть земельного массива, закреплённого за К., представляют земли обществ, пользования, кроме того, выделяются приусадебные земли. Приусадебный участок закрепляется в пользование за семьёй колхозника для ведения подсобного х-ва. На 1 нояб. 1971 за К. закреплено навечно 337,8 млн. га земли (32,0% всех земель в пользовании с.-х. предприятий и х-в), в т. ч. обществ, пользования 332,8 млн. и приусадебных -земель 4,6 млн. га. Охрана земли, повышение её плодородия - важнейшая обязанность К.
Экономич. основу К. наряду с гос. собственностью на землю составляет обществ, собственность колхоза - предприятия, здания, сооружения, техника, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, материалы (семена, удобрения, ядохимикаты, нефтепродукты и др.), продукция, ден. средства и др. имущество. Основные и оборотные производств, фонды и основные непроизводств, фонды являются неделимыми - не подлежат разделу между членами К. и используются только по целевому назначению. На конец 1971 неделимые фонды К. (без рыболовецких) составляли 64,2 млрд. руб.

Формами организации произ-ва и труда в К. являются производств, участки, фермы животноводческие, бригады производственные, звенья и др. подразделения. За этими подразделениями закрепляются земельные участки, тракторы, машины и инвентарь, рабочий и продуктивный скот, необходимые постройки и др. средства произ-ва. Деятельность производств, подразделений осуществляется на основе внутрихозяйств.  расчёта (см. Хозяйственный расчёт).

Все работы в К. выполняются колхозниками. Исключение допускается только в периоды напряжённых с.-х. работ, если для своевременного их выполнения собственных сил недостаточно. Со стороны К. может привлекать также квалифициров. работников для выполнения спец. работ (агрономов, зоотехников, механиков, строителей и др.).

Распределение доходов в колхозах подчинено обеспечению правильного сочетания накопления и потребления, постоянного роста производств., страховых и культурно-бытовых обществ, фондов, повышению жизненною уровня колхозников. Из валовой продукции К. возмещает материальные затраты на её произ-во; за счёт валового дохода образует фонд оплаты труда. Чистый доход используется на уплату налогов и внесение др. ден. платежей гос-ву, на увеличение осн. и оборотных фондов, создание культурнобытового фонда, фондов социального обеспечения и материальной помощи колхозникам, на материальное поощрение колхозников и специалистов и на др. цели (см. Доходы колхозов). Из натуральной продукции К. создаёт семенной фонд; выполняет план продажи с.-х. продуктов гос-ву, создаёт натуральный фонд для выдачи продуктов в счёт оплаты труда или для продажи колхозникам, продаёт сверх плана продукты гос-ву; выделяет корма для обществ, поголовья скота (см. Фуражный фонд) и для выдачи или продажи колхозникам; образует натуральные страховые и переходящие фонды: семенной, фуражный и продовольственный; выделяет продукты на обществ, питание, содержание детских учреждений и сирот, для оказания помощи пенсионерам, инвалидам, нуждающимся членам К.; оставшуюся продукцию реализует потребительской кооперации, на колх. рынке или использует на др. нужды.

За работу в обществ, произ-ве К. устанавливает гарантированную оплату труда (до 1966 велась оплата по трудодням с применением  авансирования колхозников) и применяет дополнит, оплату и др. виды материального стимулирования колхозников. В счёт оплаты труда деньги выдаются не реже одного раза в месяц, а продукты (продовольствие и корма) - по мере их поступления. Оплата труда в К. производится в соответствии с количеством и качеством труда, вложенного каждым колхозником в обществ, х-во. Рост оплаты труда членов К. осуществляется на основе опережающего роста производительности труда. В К. применяются сдельная, аккордная оплата труда за объём выполненных работ, произведённую продукцию, повременная, повременно-премиальная и др. системы оплаты труда. Нормы выработки и расценки на с.-х. и др. работы разрабатываются и при необходимости пересматриваются с широким участием колхозников и специалистов, исходя из типовых норм выработки, с учётом конкретных условий х-ва.

Члены К. получают пенсии по старости, инвалидности, в случае потери кормильца (женщины, кроме того, пособия по беременности и родам), а также пособия по временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и др. виды социального страхования.

Порядок исчисления пенсий колхозникам установлен такой же, как рабочим и служащим. Социальное обеспечение и социальное страхование колхозников осуществляется за счёт централизованных союзных фондов. К. помогает колхозникам повышать квалификацию и культурный уровень, приобретать специальность. За счёт обществ, фонда потребления содержатся детские ясли и сады, благоустраиваются населённые пункты, проводятся культурные мероприятия и т. д.

Основу всей системы организации управления К. составляет колх. демократия. Высший орган управления - общее собрание колхозников (в крупных х-вах - собрание уполномоченных). Для повседневного руководства производств, деятельностью избирается правление К. во главе с председателем, а для контроля за деятельностью правления и должностных лиц К.- ревизионная комиссия. Органы управления и контроля избираются открытым или тайным голосованием, по усмотрению общего собрания колхозников. Введена выборность руководителей производств, подразделений, созданы советы бригад, играющие большую роль в производств, делах К. и жизни колхозников. По решению 3-го Всесоюзного съезда колхозников создаются выборные Советы колхозов в р-нах, областях, краях, республиках и в центре. Их задача - обсуждение наиболее важных вопросов жизни и деятельности К., обобщение опыта организации произ-ва и выработка рекомендаций по наиболее полному использованию резервов роста обществ, х-ва. Т. к. высокомеханизиров. х-во К. всё в большей степени приближается к современному пром. произ-ву, в с.х-ве применяются современные формы и методы управления, начинают использоваться средства механизации и автоматизации процессов управления.

Планирование и руководство. Плановое руководство с. х-вом осуществляется на основе правильного сочетания централизованного планирования и хоз. инициативы отд. предприятий. К. планируют обществ, произ-во сами, исходя из необходимости выполнения гос. плана закупок с.-х. продуктов и лучшего использования земли как осн. средства произ-ва. Государство снабжает К. современной техникой, удобрениями и другими материальными средствами, что является осн. условием технического перевооружения с. х-ва и роста его продуктивности. Государство финансирует за счёт госбюджета проводимые в К. крупные работы по мелиорации земель, по борьбе с эрозией почв и т. п. Гос. и хоз. орг-ции обеспечивают материально-технич. обслуживание К. (ремонт техники, проведение мелиоративных работ, химизацию, строительство), а также осуществляют землеустройство, агрономич., зоотехнич., ветеринарное обслуживание, подготовку и переподготовку кадров и т. д. Гос-во посредством политики закупочных цен на с.-х. продукцию стимулирует произ-во наиболее важных для нар. х-ва продуктов (зерна, мяса, молока и др.) и обеспечивает необходимый уровень рентабельности обществ, х-ва. Важным экономич. рычагом является также система гос. краткосрочного и долгосрочного кредитования К. Гос. страхование имущества и посевов гарантирует К. возмещение ущерба от стихийных бедствий, обеспечивая устойчивость развития х-ва. Науч. учреждения оказывают помощь К. путём выведения и быстрейшего внедрения в практику новых высокоурожайных сортов с.-х. культур, высокопродуктивных пород животных, разработки наиболее эффективных технологич. процессов произ-ва каждого вида продукции и новых средств механизации, внедрения в произ-во новых методов борьбы с вредителями и болезнями растений и животных и т. д.

Общее руководство К. осуществляют Мин-во с. х-ва СССР и его местные органы. Водохозяйственным стр-вом и эксплуатацией межхозяйств, водных сооружений руководят Мин-во мелиорации и водного х-ва СССР и его местные органы. Заготовку с.-х. продуктов ведёт сеть гос. и кооп. заготовит, орг-ций. Орг-ции "Союзсельхозтехники" обеспечивают материально-технич. снабжение К. Потребит, кооперация организует торговлю на селе, закупки и сбыт излишков с.-х. продуктов, имеющихся у К. и колхозников, развивает обществ, питание, хлебопечение и др. виды обслуживания бытовых нужд сел. населения.

Исторические формы колхозов. Коллективные х-ва в СССР стали возникать вскоре после победы Великой Окт. социалистич. революции.

Известны 3 формы К.: с.-х. коммуна, товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), с.-х. артель. Осн. различия между ними заключаются в степени обобществлении средств производства и порядке распределения доходов. С.-х. коммуны были преобладающей  формой К. до 1919 (см. Коммуна сельскохозяйственная). Наиболее простой формой К. были Т О 3 ы. В них обобществлялись землепользование и труд. Скот, машины, инвентарь, постройки оставались в частной собственности крестьян. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его членом. В с.-х. а р т.ел я х обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства - рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хоз. постройки и т. д. В личной собственности колхозника оставались жилой дом и подсобное х-во (в т. ч. продуктивный скот), размеры к-рого ограничивались Уставом. Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням). Артель обеспечивала сочетание личных интересов колхозников и общественных, общенар. интересов. По данным на июнь 1929, коммуны составляли 6,2% всех К. в стране, ТОЗы 60,2%, с.-х. артели 33,6%. Большинство коммун и ТОЗов в нач. 30-х гг. перешли на Устав с.-х. артели. Артель стала основной, а затем и единств, формой К. в с. х-ве. В дальнейшем назв. "с.-х. артель" потеряло своё значение и в действующем законодательстве, партийных и правительств, документах применяется наименование "колхоз"; это нашло своё отражение в Примерном уставе колхоза (27 ноября 1969).

Сплошной коллективизации сельского хозяйства предшествовала огромная работа Коммунистич. партии и Сов. правительства по кооперированию сел. населения, по вовлечению его в потребит, и с.-х. кооперацию.

Развитие колхозов. Массовая коллективизация (1929-33) проходила в условиях мобилизации всех сил сов. народа на преодоление технико-экономич. отсталости страны и сопровождалась ожесточённой борьбой с кулачеством. На базе сплошной коллективизации был ликвидирован последний, наиболее многочисл. эксплуататорский класс - кулачество.

Принятые меры по организационнохоз. укреплению К. способствовали превращению их в прочную опору социалистич. строя. К. набирали силы, наращивали объёмы с.-х. произ-ва. Одновременно увеличивалось число совхозов. Вместо 11 027 тыс. т зерна, заготовленного в 1927-28 (из к-рых только 10% составлял хлеб К. и совхозов), в 1931-32 заготовлено 22 839 тыс m (хлеб К. и совхозов составлял 69% ). За 1934-40 поголовье общественного скота в К. возросло (в млн. голов): кр. рог. скота - с 8,4 до 20,1, свиней - с 2,8 до 8,2, овец и коз - с 10,2 до 41,9.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 немецко-фаш. оккупанты нанесли огромный ущерб с. х-ву СССР, временно были утрачены важнейшие с.-х. р-ны. Подавляющее большинство трудоспособных мужчин К., МТС и совхозов вступили в ряды Сов. Армии; значит, часть тракторов, автомобилей и лошадей была направлена для нужд фронта. Осн. масса с.-х. работ легла на плечи женщин, подростков и  престарелых. В 1942 удельный вес женщин в составе трактористов МТС составлял 36% против 7% в 1940, комбайнеров - 43% против 8%, шофёров - 36% против 7 %. В условиях чрезвычайных трудностей и лишений колх. крестьянство, все труженики с. х-ва проявили высокую организованность, сплочённость, патриотизм, обеспечивая потребности армии и населения в продовольствии, а промышленности - в сырье.

В послевоен. десятилетия происходил дальнейший процесс развития К.

Сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 принял меры по укреплению материально-технич. базы с. х-ва, улучшению работы МТС, повышению материальной заинтересованности колх. крестьянства в результатах своего труда, укреплению с.-х. произ-ва кадрами, улучшению агрономич. обслуживания К. Были повышены заготовит, цены на зерно и продукты животноводства. Улучшено планирование с.-х. произ-ва; повышена роль науки в развитии с. х-ва. Это дало свои результаты, однако рост с.-х. продукции не удовлетворял потребности страны.

Мартовский пленум ЦК КПСС 1965 вскрыл причины отставания сельскохозяйственного произ-ва. Пленум разработал неотложные политич. и экономич. меры, направленные на быстрейшее преодоление отставания с. х-ва,- переход к твёрдым стабильным планам заготовок с.-х. продуктов на ряд лет; установление новых экономически обоснованных цен на продукты с. х-ва, закупаемые гос-вом; введение сверхплановых закупок зерна по повышенным ценам. Особое значение для дальнейшего развития с. х-ва имели мероприятия по укреплению материально-технич. базы - увеличение произ-ва и поставок техники и удобрений. В результате повышения закупочных цен, изменения ставок подоходного налога с К., снижения цен на запасные части, технику и др. мероприятий, осуществлённых в соответствии с решениями пленума, экономика К. значительно окрепла. Майский пленум ЦК КПСС 1966 утвердил широкую программу мелиорации земель с крупными капиталовложениями за счёт госбюджета. На 9-ю пятилетку 1971-75 намечено дальнейшее увеличение производства сельскохозяйственной продукции прежде всего на основе укрепления материально-технич. базы с. х-ва, его интенсификации путём комплексной механизации, химизации и широкой мелиорации земель.

Материально-технич. б аз а первых К. была создана в результате обобществления осн. средств произ-ва единоличных крест, х-в, технич. оснащённость к-рых была крайне низкой. В 1928, напр., ок. 75% ярового клина в крест, х-вах засевали вручную, 44% зерновых убирали серпом или косой и 41% обмолачивали цепами или катками. Механич. двигателей не было, их заменяло живое тягло, причём на 100 га посевной площади приходилось всего лишь 19 л. с. Курс Коммунистической партии на социалистич. индустриализацию страны обеспечил возможность развития с.-х. машиностроения, создание тракторной и автомоб. пром-сти. Начиная с 1929 для обслуживания К. стали создаваться МТС, к-рые явились материально-технич. базой колх. строя. К концу 1957 было почти 8 тыс. МТС, они имели 1047 тыс. тракторов (в пересчёте на 15-сильные), 321 тыс. зерноуборочных комбайнов и много др. с.-х. машин. МТС сыграли огромную роль в борьбе за социалистич. переустройство деревни, в создании и развитии колх. строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства. С ростом обществ, х-ва К., повышением квалификации кадров появилась возможность передать средства произ-ва в К. В 1958 МТС были реорганизованы в РТС и их техника продана К. Т. о., решающие средства произ-ва были включены в состав колх. фондов, механизаторы перешли на положение колхозников; созданы лучшие условия для эффективного использования техники, механизации произ-ва. С 1960 по 1971 кол-во тракторов в 15сильном исчислении увеличилось в К. с 1050 тыс. до 2071 тыс. (в физ. единицах с 621 тыс. до 983 тыс.), зерноуборочных комбайнов - с 267 тыс. до 295 тыс., грузовых автомашин - с 416 тыс. до 561 тыс. Начиная с 1960 осн. полевые работы в К. (пахота, сев, уборка зерновых) полностью механизированы. В 1971 механизированной дойкой охвачено 57% колхозных коров, стрижкой - 80% рвец, механич. подачей воды - 72% голов кр. рог. скота и 81% свиней. В 1950 электроэнергией пользовались только 15% К., в 1968 - практически все К. Если в крест, х-вах до Окт. революции (1913-17) на одного работника приходилось энергетич. мощностей (рабочего скота) лишь 0,5 л. с,, то в 1971 - 9,4 в основном механич. л. с.; на 100 га посевной площади соответственно 20 и 153 л. с. За счёт гос. и колх. средств К. осуществляют интенсификацию с. х-ва и его специализацию, повышают культуру земледелия и животноводства, внедряют в произ-во прогрессивную технологию на пром. основе, достижения науки и передового опыта. Расширяется агрономич., зоотехнич. и ветеринарное обслуживание К.

Укрупнение К. По мере развития колх. произ-ва, роста его материально-технич. базы мелкие размеры К. стали затруднять эффективное использование техники и трудовых ресурсов и тем самым сдерживать дальнейший рост производительности труда. Возникла необходимость укрупнения К. Процесс укрупнения К. характеризуется след. цифрами (без рыболовецких К.): в 1940 было 235,5 тыс. К., в 1950 - 121,4 тыс., в 1960-44,0 тыс. и в 1971-32,3 тыс. Уменьшение числа К. связано также с преобразованием нек-рой части в совхозы по решению общих собраний колхозников. Число колх. дворов снизилось с 18,7 млн. (1940) до 14,1 млн. (1971). Удельный вес крест, населения в СССР уменьшился с 77,8% в 1928 до 19,3% в 1972.

Неделимые фонды в среднем на один К. увеличились с 12 тыс. руб. (1940) до 1991 тыс. руб. (1971). Стоимость осн. фондов К. в 1971 достигла 49,6 млрд. руб. Рост обществ, богатства служит основой для увеличения произ-ва с.-х. продуктов и повышения производительности труда.

В 1971 К. производили 49% всей товарной с.-х. продукции СССР, в т. ч. 57% растениеводческой и 44% животноводческой. Удельный вес К. в отд. видах валовой и товарной продукции в 1971 К.- высокотоварные х-ва. Товарность (по данным 1971): зерна 3%, овощей 88%, мяса 97%, молока 86%, шерсти 99%, технич. культур ок. 100%
• Рост колхозного произ-ва и высокая его товарность обусловили повышение доходности К. В расчёте на 100 колхозных дворов валовой доход за 1960-71 увеличился с 72 тыс. до 161 тыс. руб. Большое значение для роста доходов имело также повышение уровня закупочных государственных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Повышение доходности К. служит основанием для возрастания капитальных вложений в произ-во и культурнобытовое стр-во. За 1918-72 К. произвели капитальные вложения в след, размерах (в млрд. руб.): всего 104,0, в т. ч. в 1918-28 - 0,03; в 1-й пятилетке (1929-32) - 0,4; во 2-й (1933-37) -1,2; в 3-й (три с половиной года 1938-40) - 1,6; с 1 июля 1941 до 1 янв. 1946 - 1,8; в 4-й пятилетке (1946-50)-3,7; в 5-й (1951-55)-8,0;

в 6-й (1956-60) -16,3; в 7-й (1961-65) - 20,8; в 8-й (1966-70) - 33,6 (в т. ч. в 1970- 7,7). В 9-й пятилетке (1971-75) намечено произвести капиталовложения в с. х-ве: за счёт госбюджета 82,2 млрд. руб. и за счёт колх. средств 46,4 млрд. руб.

Материальный и культурный уровень жизни колхозников. Колх. строй обеспечил непрерывное повышение материального и культурного уровня колхозников. По сравнению с доходами крестьян дореволюц. России (1913) реальные доходы колхозников (с учётом бесплатного обучения и лечения, пенсий, социального обеспечения и др. выплат и льгот) возросли в 1940 в 2,3 раза, в 1971- в 12 раз. Выдача в оплату труда колхозникам денег и продуктов увеличилась за 1960-71 с 6,1 млрд. руб. до 15,3 млрд. руб., или в расчёте на 1 отработанный человеко-день с 1,4 до 4,03 руб. Если в дореволюц. России трудящиесякрестьяне выплачивали огромную сумму севозможных платежей и сборов (ок. 20% их доходов), то налоги и сборы, уплачиваемые колхозниками, составляют ок. 3% их доходов от с. х-ва. За 1918-72 К., колхозниками и сел. интеллигенцией построено 83,8 млн. м2 жилой площади. К. строят клубы, дошкольные учреждения, участвуют в стр-ве школ, больниц, поликлиник, магазинов, столовых, предприятий бытового обслуживания. Возникают посёлки гор. типа со всеми коммунальными удобствами. В дореволюц. России большинство крест, детей не имело возможности учиться даже в начальных школах. Дети колхозников полностью охвачены обязательным 8-летним обучением; вводится всеобщее полное среднее образование. В К. выросла своя интеллигенция. Число специалистов с высшим и средним образованием, занятых в К., увеличилось с 29 тыс. (1940) до 390 тыс. (1970), в т. ч. агрономов, зоотехников и ветврачей - с 19 тыс. до 234 тыс. Резко изменился профессионально-технич. уровень тружеников деревни.

Ведущими работниками К. стали механизаторы, число к-рых на 1 апр. 1972 достигло 2053 тыс. чел.

Перспективы развития колхозов. Опираясь на социалистич. пром-сть, К. развивают производит, силы, укрепляют свою экономику. По экономич. условиям К. приближаются к государственным с.-х. предприятиям - совхозам. Получает дальнейшее развитие процесс интенсификации, концентрации и специализации производства, что приведёт в перспективе к отмиранию в с. х-ве элементов мелкого произ-ва в виде личного х-ва колхозников. Произойдут существенные изменения в материально-веществ. форме производств, фондов К. Увеличивается доля совр. технич. средств. Труд с.-х. постепенно превращается в разновидность труда индустриального. Развиваются прямые производств, связи между К., а также между К. и совхозами, между К. и пром. предприятиями. "Постепенно в меру экономической целесообразности сложатся аграрно-промышленные объединения, в которых сельское хозяйство органически сочетается с промышленной переработкой его продукции, при рациональной специализации и кооперировании сельскохозяйственных и промышленных предприятий"

(Программа КПСС, 1972, с. 84-85). Всё это означает рост обобществления процесса с.-х. произ-ва, развитие и углубление экономич. связей между пром. и с. х-вом, сближение общенар. и кооп. форм собственности. В связи с появлением межколхозных предприятий происходят существ, изменения в распределении и использовании валового дохода К. Часть накоплений К. использует на создание и расширение межколхозных предприятий и организаций, на проведение общих с другими К. работ (орошение и осушение, стр-во дорог и т. д.). Наряду с производственными возникают межколхозные связи и в области потребления. К. участвуют в создании школ-интернатов, клубов, больниц, домов отдыха и т. д. Уровень доходов и условия жизни колхозников всё в большей степени приближаются к уровню доходов и условиям жизни индустриальных рабочих. "Все эти процессы, которые должны проходить на основе добровольности и при наличии необходимых экономических условий, будут постепенно придавать колхозно-кооперативной собственности ' общенародный характер" (там же, с. 84). В результате будут создаваться предпосылки для преодоления различия между гос. и кооперативными с.-х. предприятиями. "По экономическим условиям колхозы сравняются с общенародными предприятиями в сельском хозяйстве" (там же, с. 85). К. сравняются с гос. предприятиями по технич. и организационному уровню, по характеру производств, и культурно-бытовых фондов, по характеру распределения продукта, по уровню доходов трудящихся.


Лит.:
Ленин В. И., Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39; его же, О кооперации, там же, т. 45; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1-10, М., 1970-72;
Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС, М., 1972; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;
Торжество Ленинского кооперативного плана. Материалы Третьего Всесоюзного съезда колхозников, ноябрь 1969 г., М., 1969; Трапезников С. П., Исторический опыт КПСС в социалистическом преобразовании сельского хозяйства, М., 1959; Сельское хозяйство СССР. Стат. сборник,
М., 1971; Народное хозяйство СССР 1922-1972 гг., Юбилейный стат. ежегодник, М., 1972. М.П.Осадько.
Источник:
Большая Советская Энциклопедия

Читайте также Современный колхоз

История общин и коммун

Через всю историю человечества прослеживается стремление людей к совместному проживанию и труду, это было необходимым условием самого выживания и эволюции человеческой цивилизации, и особую роль здесь сыграл институт общины.

Следует отметить, что слово «община» многозначное. Прежде всего, это исторический термин, подразумевающий кровнородственную,  родовую общину — первичную форму социальной организации, сложившуюся при первобытнообщинном строе. Родовая община представляла собой замкнутое образование на основе общественной собственности на средства производства,  коллективного труда и совместного распределения и потребления произведенного продукта. Стадию родовой общины в своем развитии прошли все народы. (1)

В процессе образования классового общества и государства первобытная кровнородственная община трансформировалась в соседскую (территориальную) организацию сельского населения. Соседская (территориальная, сельская) община является переходной формой.  Если первобытная родовая община характеризовалась коллективным трудом и потреблением, то более поздняя форма уже сочетала в себе как общинное, так и индивидуальное землевладение.

Некоторые такие общины сохраняли жизнеспособность на протяжении веков. Наиболее известный пример —  крестьянская община в дореволюционной России, являвшаяся разновидностью поздней соседской общины. Вплоть до начала ХХ века она оставалась единицей хозяйственного самоуправления крестьян. Сельские общины как официально признанные и регулируемые законом сообщества появились в ходе освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, когда окончательно определился их состав, структура и сфера полномочий. Сельские общества являлись коллективными владельцами мирской надельной земли, предоставляя их отдельным крестьянам во временное пользование, они же несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами (принцип «круговой поруки»).

О значении института общины в истории человечества свидетельствует сохранение в современном употреблении термина "община” для обозначения самых разных социальных общностей — городских коммун, сельских обществ, землячеств, религиозных сообществ, профессиональных объединений (а так же низовых административно-территориальных единиц в некоторых государствах). (2)

Важнейшее отличие нового типа общин состоит в том, что люди создают их самостоятельно и сознательно, в результате собственного выбора. Такие общины часто называют «идейными», поскольку на первый план в них выходит не экономическая целесообразность, а некая идейная составляющая (хотя в большинстве случаев элемент обобществления собственности по-прежнему присутствует).  Члены такой общины, как правило, разделяют определённые политические, социальные, религиозные или иные взгляды, и зачастую ведут альтернативный или достаточно независимый образ жизни.

Идейные общины, как правило, являются неправительственными общественными объединениями и имеют право устанавливать свои внутренние правила, не противоречащие государственным законам. В большинстве общин преобладает демократическая форма управления, когда решения принимают через консенсус или прямым голосованием, но некоторые из них имеют авторитарную  структуру.

К идейным общинам в первую очередь можно отнести общины религиозные. В ранних формациях религиозная община обычно совпадала с родовой, сельской или соседской общиной, со временем она приобрела самостоятельное значение.

Религиозные общины могут объединять как представителей официального вероисповедания, так и сторонников различных иных течений. Существует огромное количество различных религиозных общин – это православные монастыри и католические аббатства, общины мормонов и индийские ашрамы,  разнообразные секты, объединения старообрядцев и духоборов, молокан и амишей… Возродившиеся не так давно языческие общины тоже в некоторой степени можно отнести к религиозным.

В наибольшей степени понятию «религиозная община», пожалуй, соответствует монастырь — община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс принадлежащих ей богослужебных, жилых, хозяйственных построек. Так, в частности, согласно Уставу РПЦ,  «монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры». (3)   Каждый насельник несет определенные послушания, то есть выполняет ту или иную работу в монастырском хозяйстве. Монах получает во временное личное пользование необходимое имущество — келью, мебель, одежду и тому подобное. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.

Однако разделение идейных общин на религиозные и светские порой тоже весьма условно – например, есть немало православных объединений, активно занимающиеся вопросами воспитания, здравоохранения. В частности, существуют общины, где проводится реабилитация людей, страдающих различными формами зависимости.

К идейным общинам можно отнести и большинство коммун. Поскольку здесь часто возникает терминологическая путаница, стоит отметить, что изначально эти два слова были синонимами, поскольку «коммуна» (от лат. communis – общий) и переводится как «община». (4)

Сегодня некоторые исследователи предлагают такой вариант: коммуна как модель с обобществленным бытом, община как модель с обобществленной собственностью. (5) Но в принципе во многом название зависит от самоидентификации организации, от решения ее создателей и от исторического контекста. Например, в России традиционно понятие община относилось именно к крестьянской поземельной общине, а идейные сообщества называли коммунами — достаточно вспомнить известные «толстовские коммуны».  Они объединяли последователей религиозно-этического общественного течения, возникшего в России в конце 19 века под влиянием философского учения Л. Н. Толстого. «Толстовцы» исповедовали ненасильственный,  безгосударственный образ жизни, земледельческий труд, равноправие, свободу убеждений и верований. Хозяйственную основу коммун составляло земледелие, земля, жилища и труд были обобществлены. Свои сообщества «толстовцы» называли именно коммунами, хотя, следуя современному подходу, они скорее являлись общинами.

Но все-таки терминология здесь – не самое главное. Попытки построить свой маленький, независимый мир, объединяющий единомышленников на основе определенной идеи, предпринимались с незапамятных времен. Достаточно вспомнить раннехристианские общины, монастыри, индийские ашрамы… А в XIV веке во время Гуситских войн в Чехии возник город Табор, создатели которого провозгласили принцип: «Подобно тому, как в городе Таборе нет ни твоего, ни моего, а все общее, так и для всех людей все должно быть общее, и никто не может иметь собственности, а кто имеет — творит смертный грех» (6) Идея построения собственного справедливого общества получила яркое воплощение в ходе восстании в 1534 году в Мюнстере (Вестфалия), когда под руководством радикально настроенных анабаптистов была создана Мюнстерская коммуна. Анабаптистские власти конфисковали и объявили общественным достоянием имущество церквей, монастырей и бежавших и изгнанных горожан. Деньги были упразднены, а торговля и обмен ограничены,  всех жителей Мюнстера обязали трудиться и участвовать в обороне города. Продовольствие и все предметы потребления  обобществлялись и распределялись по строго установленным нормам.

Появление коммун нового типа связано с идеями теоретиков утопического социализма, прежде всего Оуэна и Фурье. Английский философ Роберт Оуэн считал, что необходима радикальная перестройка общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Будущее «рациональное» общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин. Главный вид занятий  — земледелие, но предполагалось, что община должна организовать у себя также и промышленное производство. В 1820-ые годы Оуэн создал на территории США колонию-коммуну «Новая гармония», устав которой основывался на общности владения и принципах уравнительного коммунизма. Все члены этой общины имели право на одинаковую пищу, одежду, на одинаковое жилище и на воспитание детей. Однако этот проект оказался неудачным, община довольно быстро обанкротилась экономически, поглотив почти весь личный капитал Оуэна.

В середине XIX века получила распространение идея фаланстеров, принадлежащая  другому теоретику утопического социализма — Шарлю Фурье. Он считал, что люди  должны объединяться в социальные общины — фаланги, иметь общее хозяйство, общие мастерские и жить в огромных дворцах — фаланстерах. Предполагалось, что фаланстеры  станут новой формой  жилья, где люди смогли бы приучиться к коллективизму и освободиться от бытовых тягот домашнего труда. Принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность, принадлежащая фаланге, не отменяла собственности частной. Заработной платы никто в фаланге не получает, ее члены должны делить между собой общие доходы. Фурье предполагал, что они будут настолько велики, что каждый член сообщества сможет при желании делать сбережения и приобретать на них паи фаланги, таким образом превращаясь в полноправного собственника.

Предпринятые в первой половине XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию ассоциаций-фаланг (количество которых измерялось тысячами), после кратковременных успехов обычно оканчивались провалом.

Однако в России после Октябрьской революции 1917 года эти идеи вновь были взяты на вооружение победившей властью. Стали появляться дома-коммуны рабочей молодежи — как при различных предприятиях и учебных заведениях, так и стихийно. Они создавались по соображениям идеологического и финансово-экономического характера – в условиях послереволюционной разрухи объединение нередко становилось вопросом выживания. Во многих случаях быт обобществлялся полностью, прежде всего в плане финансов: от 40 до 100 % заработка шли в общий котел, из которого коммунары получали деньги на свои нужды. В некоторых коммунах без разрешения коллектива нельзя было даже покупать личные вещи. (7) «Всем распоряжается безликий и многоликий товарищ-коллектив. Он выдает деньги на обеды (дома только чай и ужин), закупает трамвайные билеты, табак, выписывает газеты, отчисляет суммы на баню и кино» – писал в 1929 году журнал «Смена» (8). Официально такие коммуны просуществовали до 1934 года, когда XVII съезд ВКП(б) осудил «уравниловку» и весь этот социальный эксперимент в целом.

В конце 1920-х годов в советской России возродилась дискуссия о новых типах рабочих жилищ, главным из которых был признан дом-коммуна. Появились новые, специально построенные для этих целей жилые дома-коммуны, их возводили, как правило, в стиле конструктивизма. Строительство регулировалось «Типовым положением о доме-коммуне» Центржилсоюза (1928), который предписывал коммунарам при вселении отказаться от накопленных предыдущими поколениями мебели и предметов быта,  и предполагал коллективное воспитание детей, стирку, уборку, приготовление еды и удовлетворение культурных потребностей. (9) Большинство из таких домов объединяли индивидуальные квартиры и коммунальные учреждения  (общие кухни, столовые,  прачечные, бани или душевые комплексы). В целом дома-коммуны широкого распространения не получили, эксперимент признали неудачным, и уже к 1930 году их строительство практически прекратилось.

Вообще 1920-ые годы в России были интереснейшим временем, эпохой НЭПа и  разнообразных социально-экономических экспериментов. Именно этот период стал временем расцвета новых форм общин и коммун, артелей и кооперативов. Отдельно стоит отметить трудовые коммуны, сочетавшие производственную и педагогическую деятельность.  Пожалуй, самые известные из них — трудовые коммуны, которыми руководил А.С. Макаренко.

Сначала была основана трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей имени М. Горького, позднее Макаренко принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского. В колониях была введена система воспитания на основе общественно-полезного производительного труда.   Коммунары не только учились, но и работали на полях и в мастерских. Так, например, в коммуне им. Дзержинского сотни подростков ежедневно четыре часа проводили в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, занимаясь изготовлением инструментов и фотоаппаратов «ФЭД», средства от реализации которых шли на содержание коммуны и расширение производства. Введенный хозрасчет помогал коммунарам видеть плоды своего труда, воспитывал чувство хозяина (10)

Всемирную известность обрела и другая трудовая коммуна – Болшевская. Она находилась неподалеку от Москвы и представляла собой учреждение для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. В основу деятельности Болшевской коммуны были положены те же принципы, что и у Макаренко — добровольность пребывания в учреждении, производительный труд на благо общего хозяйства, сочетание  самодеятельности коммунаров и сотрудничества с руководством учреждения и персоналом. С первых месяцев работы коммуны воспитанники вовлекались в сельскохозяйственные работы. Позднее подсобные  и хозяйственные помещения были перестроены в разнообразные мастерские, которые со временем превратились в большой промышленный комплекс, состоящий из трех фабрик – трикотажной, обувной и фабрики по производству коньков. К середине 30-х годов  они уже представляли собой высокорентабельное производство. Продукция Болшевской трудкоммуны пользовалась высоким спросом  и расходилась по всей стране, в результате коммуна не только не требовала на свое содержание государственных средств, но получала сотни тысяч рублей чистого дохода. Число коммунаров, составлявшее в 1924 году 18 человек, к 1936 достигло почти  5000.  К этому времени Болшевская коммуна превратилась в некое подобие государства с собственными магазинами, яслями, школами, больницей, кинотеатром и радиостанцией. (11) В 1937 году коммуна была репрессирована, начались аресты ее руководителей и активистов. А в декабре 1939 года появился приказ о ликвидации всех трудовых коммун…

Опыт советских трудовых коммун, организованных в первую очередь А.С. Макаренко, на протяжении десятилетий изучался специалистами многих стран. По словам английского психотерапевта Мелвина Роуз, «Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества». (12)  Именно этот опыт в модифицированных версиях позднее стал использоваться в Европе и США в качестве одной из наиболее успешных программ социально-трудовой реабилитации и ресоциализации для людей, страдающих от разных форм зависимости.

Однако самой известной формой общины в советской России можно считать  колхоз. Колхоз — форма хозяйствования на селе, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников. Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать  с 1918 года. Выделяют три формы таких хозяйств:

Сельскохозяйственная коммуна (унитарное предприятие), в которой обобществлялись землепользование и все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот). Такие коммуны создавались обычно на бывших помещичьих и монастырских землях. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное, по количеству едоков. Своего личного подсобного хозяйства члены коммуны не имели.

Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства — рабочий и продуктивный скот, техника, хозяйственные постройки. В личной собственности крестьян оставались жилые дома и подсобное хозяйство, размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по трудодням, то есть в зависимости от количества и качества труда.

Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), в котором обобществлялись только землепользование и труд, в личной собственности крестьян оставались постройки, машины, инвентарь и скот. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его участником. (13)

Сам процесс коллективизации, то есть объединения мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные, можно разделить на 3 периода.

Первый длился с октября 1917 по 1920 год. В этот период деревенская беднота и рабочие, прибывшие в сельскую  местность из городов в связи с голодом и разрухой, организовывали коллективные хозяйства на базе помещичьих имений.

В 1921-1929 гг. наступил новый период в колхозном движении, связанный с переходом к НЭПу. В это время процесс коллективизации  развивался стихийно, без какого бы то ни было административного вмешательства со стороны власти. Коллективные хозяйства этого периода по своим размерам были сравнительно небольшими, они объединяли по 8-10 крестьянских дворов. Постепенно количество сельхозкоммун сокращалось, а количество сельскохозяйственных артелей и ТОЗов наоборот, возрастало, поскольку в них более удачно сочетались интересы личности и коллектива.

В конце 1920-х годов начался третий, завершающий этап. После того как в ноябре 1929 года руководство страны провозгласило курс на сплошную коллективизацию, она приобрела принудительный и массовый характер. Артель стала основной, а затем и единственной формой коллективных хозяйств на селе. Позднее название «сельскохозяйственная артель» потеряло своё значение, его повсеместно заменило наименование «колхоз». Насильственная коллективизация, проводимая жесткими методами, привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, голоду 1932 – 33 гг. на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, и массовым выступлениям крестьян. Тем не менее, во второй половине 1930-х гг. коллективизация была завершена и в СССР окончательно утвердилась колхозная система. (14)

Деятельность колхоза регулировалась уставом. Земля закреплялась за сельскохозяйственной артелью в бессрочное пользование и не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Уставы определяли размеры приусадебной земли и количество скота в личном пользовании колхозников. Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, кроме бывших кулаков и лишенцев (то есть лиц, лишенных избирательных прав). Общим голосованием избирался председатель — глава хозяйства, и  правление колхоза. Были созданы машинно-тракторные станции для обслуживания колхозов техникой.

Власть установила жесткий контроль над деятельностью колхозов. Они были обязаны  вести плановое хозяйство, расширять посевные площади, постоянно повышать урожайность. В условиях отсутствия рыночных цен на государственном уровне, взаиморасчёты с городом за технику и горючее производились административными методами, зачастую не в пользу крестьян. Долгое время для того, чтобы удержать колхозников на селе, им не выдавали паспорта. Оплата в колхозах начислялась в трудоднях, трудодень был разный и являлся своеобразным мерилом участия колхозника в общей работе колхоза. Государство постоянно следило за использованием колхозами выделенного им земельного фонда и соблюдением нормы поголовья скота. Периодически проводились проверки размеров приусадебных участков, излишки земли изымались.

В 1956 году был принят новый устав сельхозартели, который разрешил колхозникам самим определять размеры приусадебного участка и количество скота, находящегося в личной собственности. Обязательные поставки и натуроплаты были заменены закупом. Позднее оплата по трудодням была заменена гарантированной оплатой труда.

Большинство колхозов в 1990-е годы либо прекратили своё существование, либо были преобразованы в хозяйственные общества, производственные кооперативы, товарищества или фермерские хозяйства (аналог частного унитарного предприятия).

Ошибки в реализации во многом дискредитировали саму идею колхозов, однако ее жизнеспособность подтверждается опытом зарубежных стран. Нередко можно найти сопоставления с израильскими кибуцами.

Кибуц — это сельскохозяйственная  коммуна, основанная на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда. Первый кибуц был создан израильскими поселенцами в 1909 г. С тех пор кибуцное движение начало активно развиваться, его пик пришелся на период образования государства Израиль, то есть на середину ХХ века. В то время в кибуцах сосредоточивалось 7% еврейского населения страны, и хотя число кибуцев неуклонно продолжало расти, их относительное значение в социально-экономической жизни страны стало постепенно снижаться. Это, прежде всего, связано с урбанизацией и усилением рыночных элементов в экономике Израиля.

Сегодня в стране насчитывается приблизительно 270 кибуцев, с численностью от 80 до 2 000 человек. С населением в 120 000 они представляют приблизительно 2,8 процента населения Израиля. (15) С 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх статусов: общинный кибуц (традиционная форма); обновленный кибуц (с частичным обобществлением) и городской кибуц.

Возникнув как аграрные поселения, кибуцы позднее расширили свою деятельность, и сейчас сельское хозяйство приносит им не больше четверти доходов. Нынешние кибуцы — это многоотраслевые экономические единицы, практически все они обзавелись одним, а то и несколькими промышленными предприятиями. В кибуце средства производства находятся в коллективной собственности. Официально земля принадлежит государству, но кибуц вправе полностью ею распоряжаться.

Кибуцы насчитывают от 100 до 2000 жителей, в среднем это 500—600 человек. В управлении действует принцип прямой демократии. Каждый член кибуца участвует или, по крайней мере, имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высшим органом является общее собрание, которое формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую, планово-экономическую и др.) Председатели основных комиссий вместе с секретарем (так называют главу кибуца)  образуют орган исполнительной власти — «правительство» кибуца.

Одна из наиболее значительных попыток развить институт общин была предпринята в Китае в середине ХХ века в ходе политико-экономической кампании «Большого скачка». Целью кампании было укрепить индустриальную базу и добиться резкого подъема экономики страны, поскольку почти на 90% аграрный Китай в тот период резко нуждался в модернизации. В рамках «Большого скачка»  740 тыс. существовавших на тот момент сельскохозяйственных кооперативов были объединены в 26 тысяч крупных «народных коммун».  В  коммуне обобществлялись не только земля и средства производства прежних кооперативов, но также и приусадебные участки крестьян, принадлежавший им скот и домашнее имущество. (16)

Организация жизни и труда в коммунах носила военизированный характер: из крестьян формировались полки, батальоны и роты. В оплате практиковалось уравнительное распределение доходов. Коммуны были очень большими, их численность достигала  30 000 человек. (17) Народные коммуны пытались сочетать сельское хозяйство с промышленностью, однако это в основном свелось к созданию небольших доменных печей, которые, как правило,  давали сталь низкого качества. Большая часть такой стали шла на нужды самих коммун: из неё делали плуги, мотыги и другой сельхозинвентарь. (18)  В коммунах игнорировались хозрасчет, принцип материальной заинтересованности. Примерно половина доходов  выплачивалась в виде заработной платы, тогда как вторая половина принимала форму так называемого «бесплатного» обеспечения продовольствием (а иногда также одеждой и бытовыми услугами вплоть до бани и парикмахерской). (19)

Кампания по организации народных коммун, в основном проводившаяся административно-принудительными методами, заняла всего несколько месяцев вместо предусмотренных планом нескольких лет. Перегибы китайской коллективизации в сочетании с засухой 1960 г.  нанесли ощутимый урон всей экономике страны и привели к возникновению массового голода. В 1961 году было принято решение приостановить политику «Большого скачка» в сельском хозяйстве.

Во второй половине ХХ века возникают и получают широкое распространение новые формы общин и коммун. Этот процесс связан  с «молодёжной революцией» второй половины 60-х годов, которую возглавили «новые левые», активизацией феминистского и экологического движения, расцветом философии и субкультуры хиппи. В США и западноевропейских странах создавались тысячи самых разнообразных сообществ, прежде всего коммун.

Примерно в те же годы в Европе впервые возникает идея кохаузинга (cohousing) – своеобразного жилищного сообщества. В принципе кохаузинги тоже можно отнести к общинам. Эта тенденция  имеет нечто общее как с коммунами большевиков, так и с коммунами хиппи, но в данном случае люди объединяются, прежде всего, из прагматичных соображений, с целью реализации  своих экономических и социальных интересов.

Члены сообщества живут в отдельных домах или квартирах, которые закреплены за ними на правах частной собственности, и имеют собственные финансы. Однако у них есть общее пространство для совместных действий: это может быть кухня, бассейн, спортзал, сад, библиотека, сауна, детская игровая площадка. В кохаузингах, как правило, организован совместный присмотр за детьми, уход за садом или прилегающей территории, оптовые закупки товаров. Малое количество членов сообщества позволяет принимать все важные решения только на основе общего согласия жильцов. Основная декларируемая цель в кохаузингах — создание добрососедских отношений. (20)

В конце ХХ века большую популярность приобрела такая форма общины, как экопоселение. В России выделяются две волны возникновения экологических поселений.

Первая волна приходится на конец 80-x — 90-e годы XX века, она возникла под влиянием тяжёлых экономических обстоятельств и нестабильности в обществе, связанных с распадом СССР. Многие из поселений этой волны ориентировались на коммунарскую модель и оказались нежизнеспособными, хотя есть и исключения. (21) Например,  созданная в 1992 г. в Калужской области педагогическая община «Некоммерческое партнерство приемных семей  «Китеж». Это посёлок, построенный  для детей-сирот, в котором вместе живут дети и взрослые. В поселке 15 деревянных жилых домов, а также здания школы, столовой, фермы, столярной мастерской и церкви. Члены общины учат детей – родных и приемных, сами строят дома, работают на ферме…(22)

Вторая  волна экопоселений возникла в начале XXI века  под влиянием серии книг писателя Владимира Мегре «Звенящие Кедры России»; участников этого движения называют анастасийцами (по имени главной героини книг Мегре). Анастасийцы стремятся прежде всего к гармонии – с собой, с природой и с миром, они занимаются в основном сельским хозяйством, ремеслами, агротуризмом. Их поселения состоят из родовых поместий. Родовое поместье — это участок земли размером не менее гектара, на котором семья планирует и воплощает свое личное пространство. Участок предоставляется семье бесплатно в пожизненное пользование с правом передачи по наследству, он неделим и неотчуждаем.

Сегодня существуют сотни общин самой разнообразной направленности. Они называют себя экологическими, духовными, казачьими, педагогическими, языческими.… Возникают общины приверженцев таких экзотических течений, как сурвивализм (survivalism) – субкультура, объединяющая людей, которые готовятся к концу света,и дауншифтинг (downshifting) — отказ от «чужих целей и погони за материальными благами.

В России действующее законодательство не предусматривает  такой организационно-правовой формы, как «община». При создании подобной организации в качестве юридического лица она может быть зарегистрирована либо как коммерческая организация (главная цель которой — получение прибыли), либо как некоммерческая (главная цель, определяемая уставом, не связана с получением прибыли — например, военно-патриотическое воспитание, просветительство, защита окружающей среды). Общины, как правило, создают не ради получения прибыли, однако во многих случаях, из соображений практической целесообразности,  статус коммерческой организации может оказаться более подходящим. (24) Что же касается религиозных общин, то их деятельность регламентируется в России Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Иногда к общинам относят объединения лиц, созданные по национальному признаку (землячества, диаспоры).

Отдельно стоит упомянуть общины коренных малочисленных народов. В России на рубеже  XX-XXI веков наметился рост этнического самосознания малочисленных народов Севера, у них появились свои общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы. В 1990 году возникла Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а с 2000 года общие принципы организации общин коренных малочисленных народов регулируются федеральным законодательством. (25). Во многих местах проживания малочисленных народов воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи.

Несмотря на все трансформации, институт общины сегодня по-прежнему живет и развивается. Исторический опыт свидетельствует, что наиболее жизнеспособными являются общины, в которых гармоничным образом сочетаются интересы личности и коллектива. Община, как и любое сообщество — это живой организм, который возникает и развивается стихийно, по своим собственным законам, и здесь очень важно выстроить правильные, партнерские отношения с государством. Вмешательство власти в дела общины, излишнее давление или опека наносят не меньший вред, чем подчеркнутое противостояние общин государственным институтам.
Источник - Революционное действие


21.11.2017